В экономической политике РФ основной задачей является привлечение иностранного капитала. Именно прямые инвестиции обеспечат поступление в РФ новейших технологий, оборудования и «ноу-хау», обновят производственные технологии, возродят и усилят промышленное производство.
Важнейшие причины для инвестирования в РФ:
- динамично развивающаяся экономика;
- богатство природными ресурсами;
- один из крупнейших потребительских рынков находится в РФ;
- высококвалифицированный человеческий капитал;
- уникальность географического положения;
- привлекательность налоговой системы;
- государственная поддержка иностранных инвесторов;
- стабильность социальной и политической системы;
- технологическое развитие государства.
Несмотря на присутствие благоприятных факторов, Российская Федерация оценивается мировым экономическим сообществом как государство с непривлекательным инвестиционным климатом. Это тесно связано с необходимостью переходить от ресурсодобывающей деятельности к инновационной, потому что развитие наукоемких и высокотехнологичных областей позволит повысить благополучие государства.
К главным пробелам инвестиционной политики РФ относят:
- неполная проработанность федеральной законодательной базы в сфере иностранных инвестиций;
- административные барьеры и повышенные риски;
- размытое разграничение полномочий федеральных и региональных регионов;
- низкие показатели РФ на мировой экономической арене;
- отсутствие корпоративного управления в экономике РФ на уровне развитых стран.
Важнейшими проблемами привлечения иностранного капитала в РФ являются:
- Важной причиной настороженности иностранных инвесторов является проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций. Не смотря на то, что повышение выпуска в целом сопутствуется повышением инвестиций, в том числе и иностранных, темпы этого роста отстают от темпов роста ВВП. Существование значительной разницы между объемами иностранных инвестиций в разных отраслях определяется главным образом платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции данных отраслей. Так же, большой интерес иностранных инвесторов к отдельным важнейшим секторам российской экономики сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.
- Следующей, значимой проблемой является завышенная стоимость заемных средств на внутреннем рынке и присутствие высоких рисков (пол и эк) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестированных средств из-за рубежа. Однако снизилась проблема запутанности налогообложения в результате значительного прогресса в области налогового законодательства последних лет. Но данные нововведенные условия и механизмы требуют проверки своей работоспособности и эффективности.
- Намечаемая тенденция подъема российской экономики и образование законодательной базы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этого оживления будет зависеть от устойчивости тенденции и результатов проверки практикой правовых механизмов.
Для улучшения инвестиционной ситуации Министерство экономического развития Российской Федерации главным образом определяет необходимость модифицирования законодательства РФ и дальнейшее его совершенствование. Во первых требуется упростить административные процедуры.
Особый интерес вызывает развитие бизнес-среды в регионах. Ни для кого не секрет, что в среднем по стране немногие регионы активно привлекают иностранные инвестиции.
К примеру в Ростовской области можно увидеть, что областному Правительству удалось создать благоприятный инвестиционный климат на территории области. В качестве зарубежных партнеров чаще других выступают представители Дальнего зарубежья: Швейцарии, Великобритании, Кипра, Нидерландов, а так же стран СНГ — Казахстана, Украины.
Прирост иностранных инвестиций в экономику Ростовской области обусловлен, в первую очередь, увеличением иностранных поступлений в обрабатывающие производства (на 68,3% по сравнению с 2010г.), в т.ч. в нефтеперерабатывающий сектор, а также производство машин и оборудования (на 75,6% по сравнению с 2010г.).
За последние годы в Ростовскую область в качестве инвесторов пришли такие компании мирового уровня, как Coca-Cola, PepsiCo, Lafarge, Guardian, Air Products, Praxair, IMERYS, Auchan, Castorama, Real и другие.
- Следующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на инвестиционный климат в стране, является инфраструктура. С 2010 года в стране проводятся мероприятия, направленные на улучшение инфраструктуры. Итогом данной деятельности стало увеличение фактических присоединений к электрическим сетям в 2 раза; понижение тарифов на подключение к сетям для потребителей на 30-50%; сетевые компании раскрывают свою информацию о технологическом присоединении к электрическим сетям и др.
Очевидна необходимость налогового стимулирования. Не так давно в РФ были проведены ряд мер в различных направлениях. Что касается поддержки инвестиций в НИОКР и модернизации производств, то было разрешено избавить от налога на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию.
Если брать стимулирование инвестиций в человеческий капитал, то разрешалось признавать затраты на подготовку кадров в отношении лиц, с которыми будет заключен трудовой договор после прохождения обучения. Были проведены меры в частях стимулирования инновационной активности и поддержки компаний с доминирующим применением интеллектуального труда, в части стимулирования венчурного инвестирования, в части совершения амортизационной политики.
Итогом было понижение налоговой нагрузки на отдельную категорию плательщиков, предприняты конкретные меры налогового стимулирования инновационной деятельности и поднято качество налогового администрирования по ряду направлений.
В итоге можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, является одним из условий вывода страны из экономического кризиса. Но это потребует значительных организационных усилий и затрат как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом данные старания должны направляться на:
— совершенствование общего инвестиционного климата РФ, стабилизацию экономической обстановки и организацию действенного экономического законодательства;
— создание эффективного внутрироссийского рынка капиталов, который обеспечит полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;
— вывод промышленных предприятий РФ на международные рынки ценных бумаг.
Все же данные меры потребуют для осуществления довольно большое количество времени, и в ближайшие 2-3 года не очень хорошие для российской экономики обстоятельства с привлечением иностранных инвестиций вряд ли качественно улучшатся.