ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИТОК И ОТТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Под иностранными инвестициями в данном случае в российском законодательстве понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами могут быть: создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, а также имущественные права.

В совершенствовании экономики России наиболее важное значение имеет привлечение иностранного капитала и его участие. К ним относятся совместные предприятия, прямые и портфельные инвестиции.

Движение капитала поверх национальных границ — ведущий вид международных экономических отношений. Международное движение капитала оказывает большое влияние на экономики стран, которые занимаются импортом и экспортом.

Национальное государственное регулирование в этой области осуществляется в двух направлениях: во – первых, государство регулирует поступления иностранных инвестиций в страну, а во- вторых, регулируете вывоза капитала из страны.

Система регулирования включает в себя различные нормативные акты. Нормативные акты включает в себя ограничительные и стимулирующие меры, формирует контролирующие государственные органы, дополнительные меры.

Существуют также задачи государственного регулирования притока инвестиций: во – первых, это направление притока инвестиций в нужные отрасли, а также обеспечение наиболее предпочтительных форм его участия, во – вторых, это стимулирование и ограничение участия иностранного капитала в экономике страны.

Политика государства должна решать противоречия, которые возникают между национальными интересами страны и интересов иностранных инвесторов.

Определяют формы зарубежного инвестирования. К ним можно отнести 6 форм:

К формам зарубежного инвестирования относят:

  • международное объединение производства;
  • предоставление зарубежных кредитов;
  • передача технологии;
  • создание совместных или полностью контролируемых иностранным; капиталом предприятий;
  • получение оборудования на основе лизинга;
  • участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.

Формы иностранного инвестирования имеют выгоды и недостатки.

Так, например, прямые инвестиции являются долгосрочными вложениями, вызывают экспорт контроля над активами, а также способствуют повышению деловой активности в стране.

Портфельные инвестиции могут стать фактором нестабильности финансового рынка в стране и часто имеют спекулятивный характер.  В Российской федерации основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».

В соответствии с этим законом государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:

  • Иностранному инвестору предоставляется гарантия прав на земельные участки, здание, природные ресурсы, сооружения и на недвижимое имущество.
  • иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей в уставном капитале приватизируемой организации.

Органы местного самоуправления и субъекты Российской Федерации могут осуществлять финансирование и оказывать поддержку инвестиционного проекта, которые осуществляется иностранным инвестором, за счет средств местных бюджетов и субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных средств.

Статьей 13 ФЗ № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений.

Основные решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Транснациональные корпорации, а также международные финансовые организации, крупные коммерческие банки и национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами, и другие, на них приходится большая часть инвестиций.

Наиболее жесткие условия займов и кредитов предполагают государственные организации при кредитовании экспортных поставок, а также частные банки. Международная практика показывает, что с точки зрения коммерческих условий наиболее предпочтительнее являются кредиты международных финансовых организаций.

В результате этого и осуществляется политика России по привлечению иностранных инвестиций. Регулирование инвестиций в стране включает в себя как международные, так и национальные аспекты. Инвестиционный процесс — это единое целое, которое состоит из двух частей: первая часть это национальная, а вторая международная.

В соответствии с правовым регулированием, в результате которого инвестиционное право включает в себя международное и национальное право.

Основной целью государственного регулирования притока иностранных инвестиций состоит, в том, чтобы создать благоприятные условия для потенциальных инвесторов. В инвестиционном кредитовании реальной экономики российские банки не активно участвуют. Но необходимо заметить, что доля ношения капитала, активов и кредитов к ВВП в нашей стране значительно ниже, чем в других развитых странах.

В результате в приведенных выше условиях роль иностранных инвестиций в экономику нашей страны возрастает. В приведенных условиях возрастает роль иностранных инвестиций в экономику страны.

Экономика России в 2013 году носила самые неблагоприятные последствия за последние десять лет. На сегодняшний день приток капитала в Россию в виде инвестиций, наполовину не покрывает потребность страны в инвестировании.

В связи с политическими событиями на Украине, с введенными санкциями против России, нашей стране необходим большой приток инвестиций. Если взглянуть на данные Росстата, обнаружим, что иностранные инвестиции в Россию за девять месяцев 2013 года увеличились на 15,7%.Этого для дальнейшего развития страны недостаточно.

Инвестиционная привлекательность России снижается с каждым годом. В этом можно убедиться, зная, что доли реинвестированных прямых капиталовложений сокращаются. Большая часть инвестиций из-за границы поступает из офшоров.

Максимальный удельный вес иностранного кaпитала (66,3%) составили «прочие инвестиции», т.е. кредиты и займы на сумму 380 миллиардов долларов. Меньше трети вложений пришлось на прямые инвестиции, лишь малая доля — на портфельные инвестиции. Больше всего инвестиций в Россию поступают из Виргинских островов – 61,1 млрд. долларов.

В середине 2014 годa приток инвестиций сократился. Это связано с окончанием крупных инвестиционных проектов и масштабных строек. Инвестиции увеличиваются лишь в сфере добычи не сырьевых полезных ископаемых, в торговле и организации отдыха.

Минэкономразвития составило прогнозное значение по динамике роста инвестиций на 2014 год, показатель равен 3,9%.По прогнозу аналитиков – всего 3%.,а центр развития Высшей школы экономики установил планку до 2,2%.

У банков прогноз более пессимистичен. «ВТБ Кaпитaл» считает, что инвестиции в Россию увеличатся на 2%,в Райффайзенбанке — на 1%. В 2014 году ситуация с количеством и качеством инвестиций в Россию из-за рубежа сложилась неблагоприятная.

Рассмотрим факторы, отталкивающие иностранных инвесторов:

  • сложность открытия и ведения своего бизнеса;
  • высокий уровень коррупции;
  • высокий уровень экономической преступности;
  • противоречивость и количество законодательных актов.

Рассмотрим эти причины более подробно, с приведенными числовыми показателями. С каждым годом увеличиваются нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, так как это большой риск иностранных инвесторов. Размер нецелевого использования бюджетных средств в 2011 году (718, 5 млрд. рублей) в три раза превысил показатель 2001 года. В России за первые 10 лет XXI века случаи воровства и финансовых махинаций увеличились в три раза.

Рейтинг России по благоприятным условиям ведения бизнеса поднялся со 112 на 93 место, но до лидеров ей еще далеко. Самое малое, что можно сделать для улучшения ситуации – это уменьшение времени регистрации форм и разрешение осуществлять операции через Интернет.

О запутанности и сложности российской законодательной базы известно другим странам. Например, рассмотрим Конституцию России и США. Конституция России содержит 137 статей, а Конституция США всего 7 статей и 27 поправок.

Наша страна по уровню развития экономики намного выше среднемирового и среднеевропейского. В такой ситуации доверять свои денежные средства недостаточно защищенным компаниям захотят лишь единицы, и то, скорее всего от безвыходности своего положения.

Рассмотрим, вследствие каких причин происходит отток денежных средств из России:

  1. Собственники отдельных российских компаний (предприятий нефтегазового сектора, экспортеров металла), высокими ценами на нефть, в последние годы зарабатывали большое количество прибыли. Отток капитала из России, на сегодняшний день ,связан с тем, что очень мало по-настоящему интересных инвестиционных проектов.
  2. В последние годы увеличиваются вклады в зарубежную недвижимость (13 миллионов долларов ежегодно). Большой спрос приобретают дома и квартиры в Болгарии, Турции, Испании, Швейцарии, Италии и Великобритании.

3.Важным событием является вывод за пределы страны коррупционных или нечестно заработанных доходов.

На основании проведенного исследования притока и оттока иностранных инвестиций, необходимо заострить внимание на том, что в последние годы утечка капитала из России – это давно не расширение российского бизнесa, а глобальный перенос имуществa и денежных потоков за пределы страны. Снижающаяся с каждым годом инвестиционная активность России является вполне объяснимой и закономерной. Каких-либо глобальных и кардинальных изменений в 2015 году, связанных с повышением притока инвестиций не прогнозируется. Если экономика продолжительный период остается на одном и том же уровне, вкладывать денежные средства не согласится ни отечественный, ни иностранный инвестор. Глядя на ситуацию в общем виде можно подвести главный итог: в России для благоприятного развития страны в ближайшие годы необходимо провести в кардинальные реформы.

 С Уважением, Э.Тихонов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *