Тенденции развития российской финансовой системы в условиях глобализации

Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.

Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками.

В среднесрочной перспективе будет продолжена глобализация финансов, сформируется мультиполярная финансовая архитектура при сохранении доминирующей роли англо-саксонской модели, увеличатся финансовая глубина и секьюритизация мировой экономики, будет развита международная система финансового регулирования.

Для России это означает возможность длительной, пронизанной рисками трансформации своего статуса как сырьевой экономики,  теряющей технологическую базу, и ядерной сверхдержавы, поддерживающей затратную военную инфраструктуру, в новую индустриальную экономику, обеспечивающую устойчивый экономический рост, национальную безопасность, в т.ч. за счет ядерной компоненты, и высокое качество жизни.

Любое  государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов, которые зависят от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. В основном их предпочитают делить на две группы: — методы собирания денежных средств (налоги, добровольные взносы, страхование и иные) и методы распределения и использования (финансирование и кредитование).

Общеизвестно, что мировой финансовый кризис затормозил экономическое развитие многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. Экономический спад представляет собой начало стадии восстановления, так как  в этой фазе обнажаются совершенные ранее ошибки, ликвидируются ошибочно запущенные инвестиционные проекты, а рабочая сила и остальные производственные ресурсы начинают переливаться в те сектора, где они наиболее ценны для потребителей.

В силу маргинальности российского финансового рынка последствия разразившегося мирового кризиса стали проявляться в России значительно позднее, чем в США и даже в Китае. Средства созданного в 2004 году Стабилизационного фонда были частично направлены на покрытие дефицита бюджета. В 2008 году было принято решение о создании двух фондов – Резервного и Фонда национального благосостояния.

В 2010 году Резервный фонд служил основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, предел его использования на указанные цели был ограничен суммой 1 419,3 млрд. руб.

Средства Фонда национального благосостояния в 2010 году были использованы в объеме 2,5 млрд. рублей для софинансирования формирования пенсионных накоплений граждан. В 2011, 2012 и 2013 годах на данные цели будут направлены средства в объеме 5,0 млрд. рублей, 7,5 млрд. рублей и 10,0 млрд. рублей соответственно, что позволит сохранить ранее накопленные средства фонда.

Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2011 год, и плановый период 2012 и 2013 годов, средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы также для покрытия дефицита федерального бюджета при наступлении неблагоприятных условий развития экономики, в том числе в случае снижения цены на нефть ниже 75 долларов за баррель или темпа роста экономики ниже 5 %.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

В среднесрочной перпективе Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе — на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 — 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *