Проблемы иностранных инвестиций в России и методы их стимулирования

Проблема инвестиций в нашей стране очень актуальна, потому что проблема, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время потерять все и останавливает инвесторов. Российский рынок очень привлекателен для зарубежных инвесторов, ведь в России самый большой запас природных ресурсов, примерно 10,2 трлн. Долл.

Зарубежное государство, имеющие определенные полномочия, могут инвестировать в экономику России. Ведь согласно закону РФ, субъектами капиталовложения являются иностранные граждане, организации со статусом международных, иностранные организации. На сегодняшний день российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается на всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает напряженность в обществе.

По данным Росстата иностранные инвестиции в Россию за девять месяцев 2013 года увеличились на 15,7%. За период 2012 года было 14,4%, результат не значительный, и не положительный.

Инвестиционные привлечения РФ с каждым годом снижается. Самая большая часть инвестиций поступает от зарубежных стран, а точнее из оффшорной компании, которую вряд ли можно назвать «иностранной» 2014 год сложился сложный, так как произошел резкий спад инвестиций, связанный с окончанием масштабных строек и крупных инвест проектов. Сюда можно включить «Олимпийские игры», которые порадовали нас своими победами, и огорчили затратами и вложениями. Из-за этого сейчас Россия получает от добычи не сырьевых полезных ископаемых, организации отдыха и торговле.

По прогнозам минэкономразвития, которые за маленький промежуток времени меняли уже дважды свои прогнозы по динамике роста инвестиций в 2014 году. Сейчас показатель выглядит как 3,9%. Прогнозы аналитиков ЦМАКП выглядят хуже – 3%. В свою очередь, центр развития ВШЭ как «обещает» 2,2%.

Пессимистами оказались наши российские банки. В «ВТБ Капитал» считают, что в году инвестиции в Россию увеличатся всего на 2%, а в Раффазендбанк вообще «дают» всего 1% прироста. Скорее российские банки не пессимисты, а реалисты. Ведь ситуация с инвестициями скорее будет ухудшаться. Ведь общая сейчас проблемы с количеством, а самое главное, с качеством вкладывающих инвестиций в Россию складывается ну «очень» плачевная.

Самый часто задаваемый вопрос связан с вкладыванием инвесторами деньги в российскую экономику. Проблемы, влияющие на ввод инвестиций в Россию:

  • низкий уровень менеджмента (руководители не хотят сотрудничать);
  • не выполняемой договоренности российских чиновников перед инвесторами. Проще сказав чиновники обещают, но не делают;
  • таможенный режим, пошлины;
  • санкции(запреты);
  • возможности использование рабочей силы;
  • высокий уровень экономической преступности.

А главным фактором или проблемой является законодательство РФ. Количество кодексов, противоречивость статей и жесткость законодательных актов.

Отсутствие стабильного законодательства. Скажем, Конституция РФ содержит 137 статей, Конституции США всего 7 статей и 27 поправок.

Так же одной из главных проблем это коррупция. Высокий уровень коррупции, нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере за последние 2010-2011 года выглядит не утешительно. Только по официальным данным размер не законного использования бюджетных средств в 2011 году (718, 5 млрд. рублей) 2001 года. Другими словами, за первые 10 лет XXI века стали в два раза воровать в России больше! Иными словами, чем больше берешь, тем больше хочется!

Следующая проблема сложность открытия собственного бизнеса инвесторам. Это пошлины, вклады, договора, разрешения и др.

В ежегодном рейтинге «Doing Business» по благоприятным условиям ведения бизнеса за 2013 год Россия поднялась с 112 на 93 место.93-е место – это очень далеко от 10 лидеров.

Следует выделить несколько условий для увеличения иностранного притока капитала в Россию:

  • меры по репатриации «убежавшего капитала из России;
  • привлечение «русских» денег, т.е. создать для российских предпринимателей, вкладчиков условия для того чтобы они вкладывали инвестиции(деньги) а российские банки, а не в зарубежные, в которых по некоторым сведеньям, более 300 млрд. долл.;
  • низкая уровень инфляции;
  • высокие банковские проценты;
  • создание системы приема иностранного капитала(вложений);
  • систему страхования иностранного капитала.

Можно сказать что без кардинальных реформ России уже не обойтись. Экономика, инвестирования и другие отрасли зависли и не продвигаются. Что нас ждет в будущем не известно. Возможно будут изменения, но они будут не значительны.

Далее рассмотрим методы инвестирования иностранных инвестиций , это тема является актуальной т.к осуществимость привлечения прямых иностранных инвестиций тесно переплетается с инвестиционным климатом в стране, с инвестиционной моделью, складывающийся под влиянием не только существующих процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на мировой арене целевых акций по привлечению или сокращения притока иностранных инвестиций.

Одним из методов привлечения иностранных инвестиций можно обозначить предоставление различных льгот. В силу действующего в стране национального режима иностранный и отечественный инвесторы равны в получения такого рода поощрений. Однако, льготы предоставляются при соблюдений следующих положений:

  • способствование повышения роста занятости населения;
  • поддержка малого и среднего бизнеса;
  • осуществление НИОКР в стране-реципиенте;
  • активное участие в проведении региональной политики;
  • содействие увеличению экспорта.

Международная практика допускает функционирование нижеуказанных правил функционирования иностранного капитала на территории страны — реципиента:

  • национальный режим;
  • режим максимального содействия.

При национальном режиме права иностранных инвесторов на территории страны-реципиента устанавливаются ее национальными законами, а не законами страны-экспортера капитала. Что касается иностранных инвесторов данный режим не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным инвесторам.

Режим максимального содействия – торгово-политический режим, когда товары и услуги (инвестиции) страны, которой предоставлен подобный режим , должны использовать на рынке страны – импортера ( реципиента ) условиями , во всех отношениях не самыми плохими , чем товары и услуги (инвестиции) иного государства (инвестора). Это наиболее привлекательный (наиболее недискриминационный) для иностранного инвестора режим, так как он автоматически ставит его в максимально выигрышные для внешнего капитала условия, вероятные в получающей стране по от- ношению ко всем странам – экспортерам капитала.

Известны следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же выделяется новый тренд к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организаций в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это обусловлено глобализацией и ужесточением конкуренции, что порождает необходимость форсирования процесса наладки производства и немедленного начала работы предприятия и скорейшего получения прибыли. Немаловажными способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является : скупка активов предприятия, являющимся экспортером и инвестирует, полученные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

В современных условиях конкуренции за прямые иностранные инвестиции немаловажным становится использование побудительных мер для привлечения иностранных инвесторов. Предназначенные мероприятия налогового, финансового и организационного характера должны стабилизировать общий инвестиционный климат в стране, укрепить инвестиционную привлекательность как национальной экономики в целом, так и ее отдельных отраслей и регионов.

Итак, прямые иностранные инвестиции при грамотном вовлечении и применении – это вовсе не взятие иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых технологий и мощностей, оборудования и «ноу-хау». А также – перехватывание практических навыков и управленческого мастерства, рост объема производства, новые рабочие места, решение проблем утечки мозгов, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность и, конечно же, решение финансовых проблем.

С Уважением, Э.Тихонов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *